«Для становления подростка творческой личностью
необходимо приобрести опыт инициативного действия и опыт реализации замысла в способе решения задачи. Событие встречи замысла с его реализацией можно понимать как творческий акт, осуществленный подростком в деятельности. Осуществление подростком действия в творческом акте становится основанием и способом его развития». (Б. Д. Эльконин)
Пректная деятельность учащихся на уроках информатики. Становление
учащегося личностью, когда реализуется потребность созидать самого себя и, как
следствие, окружающий мир, задает необходимость в творческой деятельности.
Над проблемой развития творческих способностей учащихся я работаю не один год. За
это время сложилась определённая система работы с ученическими исследованиями,
проектами.
Основная задача при этом -
обеспечить поддержку детской образовательной активности, способствовать
формированию и развитию образовательной инициативы детей.
Развитие творческих способностей учащихся в системе
моего опыта включает несколько направлений:
- подготовка
цифровых образовательных ресурсов к урокам;
- создание
проектов и их защита на научно-практических конференциях;
- использование
информационных ресурсов для внеклассных мероприятий и школьных проектов.
Анализируя
результаты проектной деятельности учащихся, можно выделить следующие показатели:
1. Количественные.
Участие в проектно-исследовательской работе:
Показатели / Учебный год | 2008 - 2009 год | 2009 - 2010 год | 2010 - 2011 год |
Количество обучаемых учеников | 267 | 140 | 124 | Количество учащихся, принявших участие в проектно-исследовательской деятельности | 36 / 13% | 29 / 21% | 43 / 35% |
С каждым годом увеличивается количество детей, принимающих активное участие в
проектно-исследовательской деятельности. Это говорит о высокой мотивации к
изучению информатики, об осознании учащимися актуальности и необходимости
исследовательской деятельности в жизни.
2. Качественные:
- для
проектно-исследовательской деятельности дети всё чаще выбирают
социально-значимые проекты, используют методы социологического опроса,
интервью, работу с нормативными документами, электронными энциклопедиями,
материалами Интернета;
- работы
участников представляются на школьной и районной научно-практической
конференции и получают высокую оценку жюри;
- лучшие
проекты были представлены на районных, краевых и всероссийских конкурсах и
фестивалях, авторы получили звания лауреатов и призеров;
- учащиеся
принимают активное участие в сетевых проектах и имеют высокие результаты.
Анкетирование
моих учеников, организованное и проведенное психологом школы в 2010/2011
учебном году по вопросу отношения детей к проектной деятельности дало следующие
результаты:
Всего в
анкетировании приняло участие 69 учащихся 6 – 11 классов.
- 74%
опрошенных учащихся считают проектную деятельность предпочтительной;
- 64%
респондентов занимались проектной деятельностью и от этого получили
удовлетворение;
- 35%
авторов проектов выступили с демонстрацией своих работ на ежегодно проводимой в
рамках деятельности школьного научного общества учащихся "Взгляд в
будущее» научно-практической конференции «Обучение для будущего.
- 49%
участников анкетирования улучшили межличностные отношения после выполнения
коллективных проектов;
- 72%
отметили положительную динамику в развитии своей способности получения и
обработки информации, систематизации и использовании документов;
- 35%
получили навыки публичного выступления.
Диапазон
тем проектных работ, выполняемы под моим руководством, обширен, многообразны
виды творческих работ и формы представления материала.
Творческие работы учащихся публично
презентуются, отмечены дипломами школьной научно-практической
конференции, дипломами районных и краевых конференций, конкурсов и
фестивалей (см. страницу «Достижения
учащихся»), часть творческих
работ размещена в сети Интернет
|