Внеурочная деятельность по информатике. Факультативы.
Модернизация
школьного образования ориентирует школьную общественность на развитие познавательной самостоятельности
учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности.
Одним
из способов вовлечения учащихся в свой предмет я считаю активизацию внеурочной
деятельности через различные формы:
дистанционное обучение,
сетевые олимпиады, конкурсы-проекты, сетевые игры,
работа
факультативных и элективных курсов по информатике,
организация
летнего профильного лагеря «Спикер»,
проведение
предметных декад,
работа
в кафедре физико-математических наук школьного НОУ «Взгляд в будущее».
При организации такой внеклассной формы групповой работы
подход к обучению может быть только личностно-ориентированным: обучение в малых
группах по принципу сотрудничества.
В
ходе анкетирования, проводимого мною на
предмет мотивации учащихся, выяснилось, что часть учащихся считают: внеурочная
деятельность помогает лучше узнать предмет, подготовиться к экзаменам. Другими
движет желание познакомиться с
материалом, выходящим за рамки предмета «информатика». Есть такие ученики,
которые проявляют интерес к работе над проектом, желая попробовать себя в роли
исследователя.
Поскольку
мотивация у ребят разная, я организую работу с ними в различных формах,
учитывая интересы каждого. На
факультативных и элективных занятиях, которые часто проходят в
нетрадиционной форме (деловые и ролевые игры, практикумы, компьютерные
тренинги), учащиеся получают ответы на
интересующие их вопросы в области информатизации, знакомятся с методами исследований,
основами проектной работы.
Таким
образом, в своей деятельности я ориентируюсь на становление и развитие интеллектуальной личности. Работая с
учащимися на уроках и во внеурочное время, я готовлю их к участию в олимпиадах и конкурсах, на которых учащимся предлагают применить свои
знания и умения в нестандартных ситуациях при решении заданий повышенной
сложности. Я не только вооружаю учеников фактическими знаниями, но и формирую у
них приёмы и способы научно-познавательной деятельности.
Курс «Основы Web-дизайна,
или твое место во всемирной паутине». В
век бурно развивающихся информационных технологий как никогда актуальной является
проблема общения и поиска информации в сети Интернет.
Задачей
данного факультативного курса является овладение учениками адресованными им
компетенциями: познавательной, информационно-технологической, коммуникативной,
социально-профессиональной.
Результатом
обучения на данном курсе является создание проекта (сайт, презентация,
реферат), реализованного средствами Web-ресурсов, и знание правил телекоммуникационного этикета,
показывающее уровень освоения Web-технологиями.
За
годы существования факультатива через него прошли десятки учащихся.
Учебный год | 2008 - 2009 год | 2009 - 2010 год | 2010 - 2011 год |
Факультативный курс "Основы WEB-дизайна, или твое место во Всемирной паутине" (класс / кол.учащихся, посещающих факультаив / % от общего колмичества учащихся) | 9 класс / 13 чел. / 46% | 8 класс / 7 чел. / 37% | 7 класс / 17 чел. / 64% | 10 класс / 13 чел. / 50% | 10 класс / 13 чел. 46% | 9 класс / 12 чел. / 48% | 11 класс / 8 чел. / 47% | 11 класс / 13 чел. / 50% | 10 класс / 12 чел. / 44% |
Представленные
данные показывают рост численности посещающих факультатив с 46% до 64%. Анализируя данные, можно сделать вывод не только о сохранности контингента учащихся,
но и о его увеличении.
Одним
из важных показателей является ежегодное участие в работе факультатива учащихся
профильного физико-математического класса.
За
последние три года в рамках деятельности факультатива разработаны ряд исследовательских
и социальных проектов:
«История
лицея МОУ СОШ № 4»,
«Компьютер
и здоровье»,
«Значение
Интернета в жизни человека»,
«Правовые
аспекты защиты информации»,
«История
отечественной вычислительной техники».
Ряд
работ явился основой для создания УПМ (учебно-методических пакетов):
Эти
работы получили признание на краевых конкурсах в рамках проекта «Intel. Обучение для будущего»
«Лучший УМП сезона».
ПРИЛОЖЕНИЯ: Программа
факультативного курса «Основы Web-дизайна,
или твое место во всемирной паутине» (Скачать)
Учебно-методический пакет "Суд над Интернетом" (Скачать)
Учебно-методический пакет "По следам Пифагора" (Скачать)
|